Подарок для ребенка инвалида

Подарок для ребенка инвалида

Подарок для ребенка инвалида
Подарок для ребенка инвалида

Подарок для ребенка инвалида

Подарок для ребенка инвалида

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Протасов А.В.

Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Введение

Смена веков и тысячелетий привела к пониманию неизбежности перемен в общественном жизнеустройстве. Накопление знаний, переход к новым технологиям во всех сферах жизни и даже в быту приводят к осознанному пониманию пересмотра не только того, чему нужно учить детей, но и того, как это нужно делать. Меняющийся мир требует соответствующих изменений в образовании.

Образование входит в состав основных приоритетов российского общества и государства. Базовое звено модернизации образования — общеобразовательная школа. Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач: нормативно-правовых, экономических и содержательных. Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качественного образования. В общегосударственном плане новое качество - это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане - это ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Деятельность педагогического коллектива школы направлена на решение важной проблемы - подготовить обучающихся к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий. Реализуя образовательную программу, выпускнику современной школы, чтобы жить и трудиться в наступившем тысячелетии, необходимо обладать следующими качествами, являющимися ценностями:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применять их в практической деятельности;

  • критически и творчески мыслить, быть коммуникабельным;

  • самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности, физического состояния, культурным уровнем;

  • грамотно работать с информацией (уметь собирать, анализировать, сопоставлять, обобщать, устанавливать закономерности, формулировать выводы), в том числе с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникативных технологий.

Потенциал, который предоставляют современные технологии для образования, невозможно переоценить. Информационное обеспечение деятельности обучающихся и педагогов, возможность свободного доступа к необходимой учебной, научной, культурной и любой другой информации – необходимое условие свободного развития личности.

Организационная форма всемирной сети как распределенного и стремительно растущего по структуре и объему общедоступного хранилища информационных ресурсов предполагает, что именно в сфере образования значительная часть этих ресурсов и потребляется, и производится. Без ориентации на сетевые электронные носители информации нельзя рассматривать современные и перспективные образовательные системы.

В настоящее время существуют десятки тысяч различных информационно-образовательных ресурсов. Большинство из них являются «визитками» образовательных учреждений.

Однако информатизация деятельности конкретного учебного заведения представляет собой комплекс мероприятий, нацеленных на применение средств информационных технологий для повышения эффективности обработки информации во всех видах деятельности современного учреждения общего среднего образования. Одним из таких средств может быть информационно-образовательный портал.

Растущая потребность в создании унифицированного информационно-образовательного портала школы, основными целями которого являются содействие налаживанию диалога между школой и семьей, школой и обществом, родителями и детьми, учителями и учениками; укрепление связей между участниками школьного сообщества: учителями, школьниками, выпускниками, родителями, общественностью, через информирование о школьной жизни, через систему обратной связи; помощь учителям в работе, ученикам в обучении, родителям в воспитании определяет актуальность темы данного исследования.

Цель исследования состоит в разработке информационно-образовательного портала, необходимого для организации плодотворного сетевого взаимодействия учащихся, учителей, родителей и администрации образовательного учреждения.

Объект исследования – процесс создания информационно-образовательного портала школы.

Предмет исследования – структура, форма и вид информационно-образовательного портала школы.

В процессе исследования решались следующие задачи:

  1. Изучить научную, организационно-методическую, специальную литературу по теме исследования;

  2. Рассмотреть понятие и виды информационно-образовательных порталов;

  3. Изучить этапы создания информационно-образовательных порталов;

  4. Выявить особенности проектирования и средства разработки web-ресурсов;

  5. Разработать структуру информационно-образовательного портала школы;

  6. Разработать информационно-образовательный портал школы.

Теоретико-методологической основой исследования являются: исследования в области создания образовательных ресурсов (С.М. Авдеевой, М.Н. Алексеева, А.А. Андреева, С.А. Бешенкова, Д.А. Богдановой, Ю.В. Бусова, Б.С. Гершунского, С.Г. Григорьева, Ж.Н. Зайцевой, О.А. Ильченко, С.Д. Каракозова и др.); исследование вопросов внедрения информационно-коммуникационных технологий в образование (И.Н. Антипов, А.П. Ершов, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, В.М. Монахов, С.В. Пейперт, С.И. Шварцбурд, И.В. Роберт и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ и систематизация научной, методической и специальной литературы по проблематике исследования; анализ нормативных документов определяющих методы и средства защиты информации информационно-образовательного портала; анализ опыта применения в образовательном процессе информационных компьютерных технологий для разработки и обновления.

Практическая значимость исследования заключается в том, что структура и функциональное наполнение разработанного информационно-образовательного портала конкретной школы (МОУ СОШ № 70 г. Тюмень) могут быть широко использованы для создания аналогичных ресурсов в сети Интернет.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, раскрывается актуальность проблемы, формируются цели и задачи исследования, определяется объект, предмет, методы исследования. Выявляется практическая значимость исследования.

В первой главе на основе анализа литературы рассмотрены теоретические основы построения и функционирования информационно - образовательных ресурсов сети Интернет, их виды; этапы и принципы создания, а так же особенности проектирования и средства разработки.

Во второй главе произведено структурирование функционального и содержательного наполнения информационно-образовательного портала школы, его проектирование и реализация модулей. Описан порядок разработки, и выбор административной части сайта.

В третьей главе означены технические характеристики, необходимые для функционирования информационно-образовательного портала. Подробно описана инструкция по доступу к модулям разработанного портала, а так же описан порядок внесения изменений в работу и оформление этого ресурса.

  1. Информационно-образовательные ресурсы учебных заведений среднего образования в сети Интернет.

1.1 Информационно-образовательные ресурсы: определение и виды

В последние годы намечается тенденция повышения эффективности образования за счет внедрения новых информационных технологий, широкого использования ресурсов сети Интернет.

Информационно-образовательные ресурсы –это совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих оптимально использовать новые информационные технологии в сфере образования, внедрять их во все виды и формы образовательной деятельности. Это открытая коммуникационная структура, состоящая из взаимосвязанных компьютерных локальных, региональных сетей, совокупности технических и программных средств, обеспечивающих свободный доступ членам общества к любым источникам удаленной информации и обмен информацией учебной, научной, культурной и любой другой.

Информационно-образовательные ресурсы находятся в виде первичного или вторичного контента на порталах. Первичные ресурсы располагаются на портале владельца. Описание и адреса вторичных ресурсов располагаются в других местах, доступных через Интернет.

В 1993 году по заказу Европейского Союза группой специальных экспертов был подготовлен материал под названием «Европа и Глобальное информационное сообщество». В этом материале утверждается, что с появлением новых информационных технологий произошла новая промышленная революция, базирующаяся на информации, как таковой. Технологические возможности увеличивают возможности человеческого интеллекта, изменяют способы совместной работы, общения и жизни людей. Как пример такой новой технологии в материалах приводилась сеть сетей - Internet.

В действительности Internet не просто сеть, - она есть структура, объединяющая обычные сети.

Портал - это сетевой телекоммуникационный узел, обладающий быстродействующим доступом, развитым пользовательским интерфейсом и широким диапазоном разнообразного содержимого, услуг и ссылок.

Слово «портал» пришло в Интернет из архитектуры и обозначает «главный вход», с которого пользователь начинает свою работу в Интернете. Портал представляет единый доступ к широкому спектру информационных ресурсов и услуг, ориентированных на большую аудиторию (в данном случае образовательное сообщество), является функциональной структурированной средой, в которой имеется ряд классификаторов и баз данных, наращиваемых по модульному принципу. Портал включает веб-сервисы, контент и ссылки на другие ресурсы, единую систему навигации и поиска информации, а также возможность расширения всех частей портала и увеличения его масштабности в целом.

В настоящее время создана система образовательных порталов — удобная для учащихся и преподавателей информационная и обучающая среда, которая дает возможность пользователю удовлетворять индивидуальные информационные и образовательные потребности, получать необходимые знания для научной и практической деятельности, а также предоставляет средства для информационного поиска и профессионального общения.

В структуру образовательного портала, как правило, входят: новостные ленты и рассылки; расширенные многоуровневые средства навигации и поиска; электронные учебники и библиотеки; каталоги образовательных ресурсов; материалы, посвященные отдельным учебно-воспитательным и организационно-методическим вопросам; интерактивные обучающие средства, обеспечивающие активное участие пользователей в процессе обучения; виртуальные среды учебно-практической деятельности; компьютерные демонстрации; универсальные обучающие среды; базы данных и архивы; справочный отдел для поиска информации, он-лайновые журналы; обучающие игры; средства дистанционного и открытого обучения.

Залог информационного успеха официального портала образовательного учреждения лежит в понимании потребностей аудитории и в четком представлении, как портал будет использован.

Под сайтом (от англ. site — место, синонимы: веб-сайт, ресурс) обычно понимают совокупность объединенных общим содержанием веб-страниц, размещенных на каком-либо сервере под определенным доменным именем и реализующих виртуальное представительство организации или отдельного человека в Интернете. Сайт имеет в Интернете свое место с определенным IP адресом (протокол, обеспечивающий прохождение пакетов к пункту назначения через различные сети), владельца и состоит из веб-страниц, которые воспринимаются как единое целое. В качестве составляющих компонентов в сайты нередко включают систему поиска, каталоги, базы данных, электронные обновления, картографический сервис, библиотеки, Интернет-магазины, форумы, опросы, глоссарии и т. д.

Информация, помещенная на сайтах и порталах дает возможность пользователям работать в гипертекстовой среде, т. е. в условиях, когда он может самостоятельно, с учетом индивидуальных склонностей, мотиваций, способностей, мышления и уровня знаний формировать области и маршруты процесса усвоения знаний, получать, обрабатывать и передавать текстовую и графическую информацию, принимать активное участие в конференциях и дискуссиях. Средства навигации портала предоставляют пользователям возможность ориентироваться в образовательной среде отрасли, региона, страны, обеспечивают поиск учебной или информационно-справочной литературы, а также позволяют проводить сравнение и оценку характеристик учебных заведений независимо от их месторасположения и удаленности.

Порталы делятся на официальные и неофициальные, федеральные и региональные, вертикальные и горизонтальные, отраслевые и предметные, дистанционного и очного обучения, порталы исследовательских работ, порталы учащихся, преподавателей, научных работников, консультативного назначения по общеобразовательным предметам, порталы виртуальных методических объединений, порталы для тематических телеконференций и чатов в режиме on-line по вопросам образования, порталы для повышения квалификации педагогических кадров, порталы телекоммуникационных олимпиад, конкурсов и викторин, порталы информационно-развлекательных проектов образовательной тематики, порталы высших учебных заведений, колледжей, общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, электронные библиотеки, виртуальные журналы и газеты образовательной тематики, музеи, клубы, порталы справочного характера: электронные энциклопедии, словари, справочники, каталоги, базы данных, портал смешанного типа и др.

Официальные порталы содержат наиболее важные нормативные документы, информирующие и регламентирующие правительственные и ведомственные решения, связанные с модернизацией и дальнейшим развитием системы образования, нормативно-правовым регулированием в данной области, научно-технической и инновационной деятельностью, оперативную информацию о проводимой государственной политике в сфере образования и науке.

Федеральные порталы содержат официальные и нормативные материалы по образованию и науке, воспитанию и социальной защите детей, аттестации, аккредитации и лицензированию образовательных учреждений, обеспечению школьников и студентов учебно-методическими пособиями, техническими средствами, повышению квалификации кадров. Сайты организаций органов управления содержат нормативные и методические материалы, регламентирующие управленческую и учебную деятельность.

1.2.Особенности проектирования и средства разработки информационно-образовательных ресурсов для образовательных учреждений

Работа в сети Internet дает неограниченные возможности в получении необходимой информации, позволяет не выходя из школы побывать в различных странах, посетить музеи и библиотеки, получить не только текстовую информацию, но и графическую, видео, т.е. увидеть много интересного и познавательного. Все это можно «скачать» из сети на свой компьютер и воспользоваться в процессе учебы, для получения дополнительных знаний.

Большое значение в организации работы с системами телекоммуникаций имеет возраст учеников.

Если занятия проводятся в начальной школе, то учитель предварительно сам должен придумать интересный для детей проект на родном языке. В этом случае он должен быть готов к тому, что ему придется затрачивать больше усилий и времени на помощь ученикам во время уроков, так как у маленьких детей нет еще понятия о важности информации. Например, они часто забывают свой пароль.

Если занятия проводятся в средней школе, то детям уже интереснее участвовать в викторинах и учебных проектах. Здесь учитель может предложить детям на выбор различные виды деятельности.

Если занятия проводятся в старших классах, то ученикам интереснее самим искать информацию в Сети. Чтобы им не «потеряться» в «паутине» и не набрести на «нежелательную» информацию, можно давать определенные задания. Кроме того, старшеклассникам интересно пообщаться со своими сверстниками из других городов и стран, участвовать в различных проектах. Кроме этого, у многих учеников появляется желание сделать свою Web-страничку. Любой школе в наше время необходим своя собственная Web-страница, для того чтобы о ней знал весь мир.

Предоставление пользователю всего спектра возможностей по формированию функциональных порталов позволяет строить собственные образовательные ресурсы на основании стандартизованных блоков («учебных кирпичиков») при освоении учебных дисциплин, выполнении дипломной работы, написании диссертации или повышении квалификации. Портал помогает преподавателям выявить типичные ошибки, которые возникают в процессе изучения учебного материала, разработать индивидуальные маршруты для самостоятельного, очного или дистанционного обучения.

Интернет служит средством развития активности школьника через участие в проектной деятельности, в том числе и по созданию сайтов (наполнение их содержанием, их графическое, звуковое, художественное оформление с использованием современных технических средств — фотоаппаратов, видеокамер и т. д.) и представлению (презентации) результатов работы с использованием компьютерных видеотехнологий.

В этой связи задача школы — сформировать у учащихся хотя бы элементарные навыки работы с сетью. Школьники должны уметь эффективно пользоваться возможностями сети: ресурсами, электронной почтой, посетить чат, форум, принять участие в электронном голосовании, пользоваться машинами поиска, получить из сети музыкальный, графический или видеофайл, подписаться на список рассылки. Учащиеся должны знать: виды электронных адресов, способы доступа в Интернет, принципы поиска информации, иметь представление о гипертексте. Самое главное — школьники должны быть информированы о структуре и содержании образовательных ресурсов сети, практически ориентироваться «на виртуальной местности», понимать, чем и как может Интернет помочь их образованию и уметь применять эти возможности в повседневной учебной деятельности.

Проводимые педагогические эксперименты показали, что разработанные психолого-педагогические основы взаимодействия преподавателей и учащихся с портальными технологиями, принципы структуризации и систематизации образовательной информации, представленной на портале, предоставляемые порталом сервисы и службы повышают качество обучения школьников, обеспечивают их готовность к использованию инфокоммуникационных технологий в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

1. Образовательный портал школы является средством, позволяющим систематизировать образовательные ресурсы, обеспечить школьников и преподавателей доступом к учебным материалам и образовательным сервисам.

2. Структура образовательного портала позволяет легко адаптировать его контент к задачам организации учебного процесса, учитывать индивидуальные особенности школьников разного возраста.

3. Сервисы портала создают пользовательскую рабочую среду, которая позволяет обеспечить доступ обучающихся к информационным ресурсам в наиболее удобном виде.

4. Распределение ресурсов на портале посредством механизма разноуровневого доступа позволяет организовать работу пользователей с большими объемами обновляемой и пополняемой образовательной информации.

5. Портал предоставляет возможность доступа и отображения информации из множественных гетерогенных источников (реляционных, многомерных баз данных, систем управления документами, систем электронной почты, Web-серверов, новостных каналов и т.д.), что переводит процесс обучения на качественно новый уровень, позволяя задействовать как можно большее количество каналов передачи информации и способов усвоения новых знаний.

  1.  
    1. Информационно-образовательный портал школы как

средство повышения эффективности обработки информации

Информационно-образовательный портал школы представляет собой инновационное средство организации учебного процесса.

Эффективность использования портальной технологии в образовании определяется его контентом — информационным наполнением, набором предоставляемых сервисов, а также наличием методического обеспечения, определяющего применение портала в учебном процессе.

Можно выделить психолого-педагогические требования к организации портала:

1. Представляемая информация должна быть научно достоверной, соответствовать современному состоянию изучаемой науки, знакомить с методами научного познания окружающего мира:

— научный материал должен развертываться с учетом таких принципов дидактики, как систематичность, последовательность, наглядность, сознательность, связь с практикой;

— представляемая информация должна формировать представление о предмете;

2. Содержание, объем и глубина предоставляемых образовательных информационных ресурсов должны соответствовать содержанию программы:

— определять систему и объем знаний, подлежащих обязательному усвоению, а также содержать систему заданий и упражнений, обеспечивающих формирование у пользователей необходимые умения и навыки;

— для осуществления принципа систематичности обучения необходимо излагать научные факты, гипотезы, теории в определенной логической системе.

3. Предоставляемые образовательные ресурсы должны соответствовать возрастным особенностям и уровню подготовки обучающихся.

4. Предоставляемые информационно-образовательные ресурсы должны быть пригодны для применения современных методов и организационных форм обучения. Они должны быть направлены на коммуникативность в организации деятельности обучающихся, на формирование мировоззрения, отражающего естественнонаучную картину мира.

5. Пользовательский интерфейс страниц портала должен обеспечивать наглядное представление структуры размещенной на нем информации, быстрый и логичный переход к разделам и другим страницам.

6. Предоставляемые информационно-образовательные ресурсы должны содержать задания, материалы и инструкции для самостоятельных работ и практических занятий, для наблюдений и опытов, задачи и вопросы для проверки знаний, упражнения для закрепления знаний и навыков (проверочные и контрольные задания по темам, задания для проведения практических и лабораторных работ, задания творческого характера на применение новых знаний, задания разного уровня трудности, задания и

ссылки на ранее изученный материал).

7. При подборе мультимедийного материала следует выделить следующие подходы:

— информационно-содержательный;

— структурно-компонентный;

— предусматривающий подбор иллюстраций, их форму и качество в зависимости от уровня подготовки и возрастных особенностей обучающихся (преемственность);

— композиционный, определяющий формы предъявления информации.

Интернет-представительство образовательного учреждения – это представительство официального учреждения. Таким образом, необходимо создать Интернет-ресурс, который будет привлекательно выглядеть внешне и по содержанию, эффективно использовать возможности глобальной компьютерной сети, выполнять представительские функции в расчёте на различные категории потенциальных посетителей и играть роль связующего звена с вышестоящими организациями. В основе работы лежат цели и задачи, для реализации которых и создается Интернет-представительство.

Основные функции портала образовательного учреждения:

1. Портал как визитная карточка школы. Интернет уже сегодня доступен широкому кругу людей, — как причастных к образованию, так и родителей. Базовая информация о школе редко нуждается в обновлении, она наиболее других постоянна.

2. Портал как информационный листок. Настоящий школьный портал должен быть "живым". Именно здесь можно сообщить все, что может оказаться полезным или интересным для родителей нынешних и будущих учеников: школьные новости, объявления, правила поступления в школу, расценки коммерческих курсов и многое, многое другое. Здесь же могут быть кратко представлены региональные новости и объявления.

3. Портал как периодическое издание.Школьный портал может служить средством публикации: учителя имеют возможность представить здесь свои педагогические наработки, а ученики —опубликовать плоды своего творчества, — как в рамках школьной программы, так и в свободной форме. Портал при этом может стать инструментом обучения — для школьников, и обмена опытом — для педагогов. В частности, для детей возможность публикации своих работ в Интернете является мощным педагогическим стимулом, особенно если это сочетается с проектной работой — проведением конкурсов, в результате которых лучшие работы размещаются на школьном портале

4. Портал как место общения. Школьный портал может стать местом встречи всех заинтересованных лиц. Можно дать возможность посетителям не только читать ваши объявления, но и размещать собственные, а также отвечать на вопросы, обсуждать животрепещущие проблемы, принимать участие в играх и конкурсах и просто общаться друг с другом.

Разделы школьного портала:

  1. Информационный блок

- Координаты школы

- История школы

- Устав школы

- Правила приема

- Правила школьной жизни

- Программа развития школы

- Достижения школы

- Безопасность

- Партнеры

- Администрация

- Директор

- Заместитель директора по УВР

- Заместитель директора по социальной защите

- Заместитель директора по безопасности

- Социальный педагог

- Психолог

- Школьный врач

- Учителя

2. Разделы, которые ведут учителя. Это могут быть методические разработки, электронные курсы, вопросники, вопросы для самоконтроля, в том числе для предварительной проверки по поступлению в школу.

3. Персональные страницы учителей

4. Расписание

5. Текущая успеваемость

6. Родительский форум.

7. Форум учеников. Обсуждение насущных проблем учеников.

8. Спонсоры. Информация о спонсорах, их вкладе в развитие данной школы.

9. Партнеры. Информация о партнерах школы: вузах, прочих организациях.

Разделы и темы школьного портала могут быть иными, шире, уже - на усмотрение школы.

Использование образовательных Интернет-ресурсов создает условия для создания единого информационно-образовательного пространства, обеспечивает пользователям доступ к отечественным и зарубежным источникам информации, предоставляет разным группам учащихся возможность выбора формы обучения и уровня образования, открывает новые перспективы для индивидуализации обучения, выбора профессии, позволяет существенно улучшить формы открытого образования и использование дистанционных технологий обучения в режиме on-line. Для осуществления этих целей создана система взаимосвязанных образовательных порталов, серверов и сайтов в области образования, условия для доступа к ресурсам библиотек, учебных заведений, работы в режиме видеоконференции и т. д.

2. Разработка информационно-образовательного портала школы

  1.  
    1. Проектирование информационно-образовательного портала

При создании информационно-образовательного портала большое значение имеет проектирование веб-ресурса. На первом этапе информационного проектирования необходимо разработать внутреннюю структуру содержательного наполнения веб-ресурса для того, чтобы пользователи могли легко ориентироваться в данном ресурсе. Процесс проектирования состоит из трех частей: концептуального, логического и физического проектирования.

Этапы проектирования веб – ресурса:

  1. разработка концепции

  2. логическое проектирование

  3. физическое проектирование

На первом этапе разрабатывается концепция ресурса, основные идеи, которые будут заложены в данный продукт, т.е. содержание будущего учебного веб-ресурса строится из информационных потребностей потребителей, проводится анализ, сбор и документирование основных требований и определяются способы их реализации.

На этапе логического проектирования создается сценарий будущей работы, где описываются возможные страницы портала и гипертекстовые связи между страницами, способы оживления страниц с использованием мультимедиа. Последняя стадия –Физическое проектирование - непосредственное программирование с использованием языка разметки гипертекста HTML.

Исходя из задач, все учебные веб-ресурсы можно классифицировать:

  1. обучающие

  2. справочные

  3. контролирующие

Основными характеристиками веб-ресурса являются два параметра: содержательный и технический.

Содержание включает модули, представленные на портале. До создания веб-ресурса необходимо продумать какова целевая аудитория продукта. Материал должен быть четко изложен. С первого взгляда пользователь должен определить назначение ресурса, какие материалы на нем располагаются. В самом начале нужно продумать о дальнейшем развитии портала. Какие разделы, какие информационные блоки могут быть добавлены впоследствии. Изложение информации должно быть хорошим и грамотным языком. Грамматические и стилистические ошибки вызывают неприязненное отношение к сайту в целом. Другим фактором, на что стоит обратить внимание является умение излагать сложные вещи простым и легким для чтения языком.

Техническое исполнение предполагает способ организации размещения информационных блоков на портале и удобство просмотра всех разделов. Внешний вид портала должен соответствовать внутреннему содержанию. Первая страница должна быть достаточно прозрачна для пользования, чтобы уже первое посещение вызывало интерес к данному ресурсу. Одним из параметров оценивания выступает удобство навигации, когда разделы портала четко структурированы, все ссылки работоспособны, сайт доступен для неограниченного пользования, переходы между разделами наглядно представлены и можно посмотреть карту портала. Использование таких компонентов как анимационные картины в виде баннеров, либо кнопок навигации повышают уровень восприятия информации.

2.2. Разработка информационно-образовательного портала школы

Существует несколько способов создания веб-ресурса. По уровню программной реализации можно выделить два основных способа: ручной и с использованием конструкторов. Первый способ достаточно трудоемкий, так как приходится самому расписывать все тэги.

Решением многих проблем является использование конструкторов, то есть специализированного программного обеспечения для создания и ведения портала:

- Автоматически ведется меню портала и проверяется целостность ссылок.

- Ведение портала просто и доступно любому пользователю, что делает сопровождение портала независимым от команды разработчиков.

- Позволяет ссылаться на персональные творческие страницы учеников, а также на разделы педагогов - предметников.

- Имеет встроенные специализированные страницы: фотоальбомы, генераторы тестов, вопросники для самопроверки и тестирования, прайс-листы и многое другое.

- Имеет встроенные средства оптимизации графики, средства публикации в Интернете, редактор меню и многое другое.

- Смена дизайна производится легко, несколькими щелчками мыши.

- Смена структуры портала производится несколькими щелчками мышки.

Качество портала складывается из нескольких составляющих – дизайн, содержание, удобство и ясность в использовании, функциональность и т. д.

Таким образом, при положительном решении о создании Интернет-представительства школы встают следующие задачи: во-первых, отработать содержательную структуру будущего портала, во-вторых, определить технологию разработки портала.

Для создания веб-страниц используются специальные инструментальные средства. В качестве инструментальных средств используется встроенный в Microsoft Office, редактор Front Page Express. Он стал основным продуктом широкого использования для Интернет, сочетающим в себе клиентскую и серверную части и обеспечивающим возможность разработки портала в целом и установки его на большинство популярных серверов. Интерфейс программы совпадает с программами Microsoft Office. На основной панели даны пиктограммы, которые позволяют включить в текст таблицу, рисунки, гиперссылку и компонент Web Bot.

Компонент Web Bot позволяет вставить динамические объекты, средства вставки и поиска на странице Web, метки времени, дату последнего обновления.

Таблица используется не только для внесения табличных данных, но и для структурирования всей страницы.

Гиперссылка связывает одну страницу с другой, а также с ее помощью можно перемещаться и внутри страницы, переходя к определенным строкам.

Технологические особенности Web – дизайна.

Работа над порталом включает несколько этапов:

  1. Разработка и составление технического задания на портал

  2. Создание модели содержания

  3. Создание модели навигации

  4. Тестирование портала

В техническом задании должны быть отражены следующие пункты:

1. Общие цели портала

2. Структура портала

3. Детальное описание каждой страницы

4. Распечатка дизайна

5. При наличии базы данных – описание ее структуры и полей

6. При наличии административного интерфейса – описание его структуры

Структура портала определяется удобством использования для пользователя. Это принято называть Юзабилити. Легкое передвижение по сайту осуществляется с помощью кнопок навигации. Они могут использовать как графическое, так и текстовое оформление.

Дизайн портала - это художественное и функциональное оформление, предполагающее единство содержательных и навигационных элементов.

Основные требования:

  1. правильная компоновка информации на странице

  2. удобство и наглядность представления элементов управления и кнопок навигации

  3. соответствие определенному стилю

  4. быстрая загрузка страницы

  5. комфортное сочетание цветовой гаммы

Использование инструментальных средств создания веб-страниц недостаточно, часто приходится форматировать введенные данные непосредственно в Блокноте, где представлена программа языка гипертекстовой разметки НТМL (Hyper Text Markup Language). Основными элементами документа являются тэги (или дескрипторы). Каждый тэг ограничен угловыми скобками. Технология предполагает использование открытых и закрытых тэгов, указывающих на начало и конец форматирования определенного блока. Программа состоит из двух частей. В первой части задается заголовок страницы, которая отображается в заголовке окна и первая загружается при просмотре страницы. Выбор названия заголовка имеет большое значение, так как именно по заголовку индексируется страница в поисковых системах. Название заголовка должно отражать суть информационного наполнения страницы.

Web-страницы по умолчанию гибкие. Текст и элементы HTML-файла попадают в окно браузера, заполняя все доступное пространство, вне зависимости от размеров дисплея. Если размер окна браузера изменяется, элементы повторно выводятся, чтобы настроиться на новые размеры. В этом и проявляется сущность Web. Этот подход имеет свои достоинства:

– реальность такова, что Web-страницы будут отображаться на дисплеях с разным разрешением; гибкую страницу можно настроить для вывода на любом дисплее;

– заполнено все пространство дисплея, отсутствует нежелательное свободное место, наличие которого часто планируется разработчиками страниц с фиксированными размерами;

– дизайн гибких страниц по духу и по природе более близок к золотой середине. Согласно таким стандартам, "хорошей" считается страница, которая доступна для большинства пользователей.

Конечно, не обязательно, чтобы Web-страницы были полностью фиксированными или гибкими. Можно разработать страницу, объединяющую оба подхода.

Один общеизвестный метод заключается в том, что создается разметка фиксированной страницы с использованием таблиц, а затем производится ее центрирование на странице таким образом, чтобы при выводе на большие дисплеи она выглядела более сбалансированной (избегая эффекта пустого экрана с правой стороны).

Графика представлена двумя типами файлов – формат jpg для фотографий и формат gif для рисунков и анимации. Все фото и рисунки прошли необходимую оптимизацию и пастеризацию для уменьшения размера файла.[16;17;18] Например, самый большой графический файл, занимает всего 19 кб. Обычный размер html файлов в данном сайте – 1 кб, реже – 2 или 3 кб.

Структура портала основана на принципе модульности.

В конкретизированном виде такая модель должна поддерживать три основных компонента (рисунок 2):

—общий модуль, отвечающий за управление порталом (компонент, позволяющий осуществлять общее администрирование порталом) —определяет структуру контента (набора разделов и подразделов) и систему сервисов и служб, доступных пользователям;

—административный модуль —компонент, отвечающий за управление группами пользователей;

—модуль управления контентом —компонент, позволяющий осуществлять управление блоками информации, представленной на портале.

Рис. 1. Функциональная схема портала

3. Введение в эксплуатацию и сопровождение информационно-образовательного портала

Портал «Школа сотворчества» располагается по адресу www.rado.tyumen.ru. Главная страница портала представлена на рисунке 3.

Рис.3. Главная страница портала

При разработке портала учитывалось его назначение: цели, преследуемые при создании портала должны совпадать с главными целями, стоящими перед школой - обучение и воспитание.

Создание действительно хорошего школьного информационно-образовательного портала - задача непростая. В ходе реализации возникло множество проблем, появившихся на различных этапах работы над ним.

- Достаточно серьезной проблемой оказалось содержимое средств общения: форумов, чатов, досок объявлений, гостевых книг.

- Проблема поддержки портала, обновления размещенной на нём информации явилось одной из самых актуальных.

- Проблема размещения школьного информационно-образовательного портала.

Разработка школьного информационно-образовательного портала прошла следующие этапы:

– формирование инициативной группы;

– знакомство с порталами аналогичной направленности и их анализ;

– разработка концепции портала, определение преследуемых целей;

– определение структуры портала, числа и направленности его разделов;

– разработка стиля, дизайна портала;

– заполнение локальной копии необходимыми материалами;

– тестирование локальной копии;

– размещение школьного портала на сервере, тестирование серверной версии;

– регистрация портала на поисковых системах, в тематических каталогах;

– сопровождение школьного портала.

При создании портала школы, знакомясь с существующими порталами, обратил внимание на дизайн, структуру разделов, тематическую направленность.

При разработке концепции портала необходимо точно определить, какие цели преследуются созданием этого информационного ресурса, а также, какие средства можно будет использовать для разработки и поддержки портала. Необходимо выяснить, какие возможности, помимо простого доступа к web-ресурсам, предоставляет web-сервер, на котором предполагается разместить школьный портал. К таким услугам относится поддержка различных языков сценариев, доступ к базам данных, поддержка форумов, гостевых книг. Детально проанализировав вышеназванное, провел коррекцию и уточнение преследуемых целей. На этом этапе разработал черновой вариант структуры будущего портала, исходя из поставленных целей.

На следующем этапе разработки был выбран базовый стиль портала, в соответствии с которым было оформлено большинство его страниц.

Рис. 4. Дизайн портала

На основе выбранного стиля разработал дизайн портала, создал шаблон, включающий общие элементы оформления страниц. Используя их, впоследствии создал страницы портала. Таких шаблонов обычно создается несколько, так как дизайн, схема размещения информации различных разделов различаются, иногда существенно.

Далее детально проработал структуру портала на бумаге, создал шаблон и навигацию по порталу.

При создании информационно-образовательного портала школы №70 «Школа сотворчества» в качестве основных были выбраны следующие цели:

  • Содействие налаживанию диалога между школой и семьей, школой и обществом, родителями и детьми, учителями и учениками;

  • Укрепление связей между участниками школьного сообщества: учителями, школьниками, выпускниками, родителями, общественностью – через информирование о школьной жизни, через систему обратной связи;

  • Помощь учителям в работе, ученикам в обучении, родителям в воспитании.

Портал включает разделы, интересные для родителей, учеников, учителей и друзей школы, полезную информацию по всем направлениям школьной жизни.

Ученики и родители могут быть в курсе изменений в расписании и меню столовой, получать информацию о родительских собраниях.

Родители будущих первоклассников имеют возможность ознакомиться с учителями, программой развития школы, используемыми учебниками, правилами поведения в школе.

Для поддержания связи с выпускниками школы работает «Клуб выпускников», где они могут оставить свои контактные данные.

Портал дает возможность в реальном времени предоставить родителям информацию о текущей успеваемости ребенка. Имеется раздел обратной связи для получения ответов на любые вопросы сообщества (форум (рис. 3), конференции (рис. 4), система «вопрос-ответ» (рис. 5)).

С помощью портала удавалось привлечь благотворителей для воплощения школьных проектов в жизнь, например, финансирование школьной малотиражной газеты «СМИ.РУ по нитке»

Портал имеет удобную панель «Администратор», с помощью которой динамически изменять содержимое страниц ( добавление, редактирование, удаление статей).

Рис. 3. Главная страница форума портала

Рис. 4. Система проведения он-лайн конференций

Рис. 4. Система проведения он-лайн конференций

На данный момент на школьном портале работают форумы по прошедшим педсоветам, форум в помощь аттестующимся учителям и др. Уже сегодня на школьном образовательном портале создается банк педагогических идей по использованию ИКТ учителями школы. Организована и проводится на базе школы педмастерская по обмену опытом учителями, использующими ИКТ в своей деятельности. Учителя школы принимают участие в конкурсах пединициатив, проводимых в рамках проекта “Информатизация системы образования”, в проекте “Дистанционное обучение на профильном уровне с применением Интернет”.

Учебными программами, курсами и методическими материалами, размещёнными на школьном сервере могут воспользоваться все желающие.

Для этого были созданы разделы «Материалы к урокам», «ЕГЭ» и «Экзамены», где ученики и родители могут загрузить все необходимые материалы (рисунки 6, 7, 8)

Рис. 6. Раздел с загрузкой материалов к урокам

Рис. 7. Раздел с информацией о ЕГЭ

Рис. 8. Раздел с информацией об экзаменах

Учителя-предметники разрабатывают собственные цифровые образовательные ресурсы по преподаваемым предметам и выставляют их на портал. Такая форма работы с медиаресурсами, как экспертирование дисков помогает учителям закрепить навыки работы на компьютере, определиться с вариантами использования ИКТ на уроке, выявить потребности в электронных ресурсах.

Участие в жизни школьного образовательного портала способствует овладению всеми участниками образовательного процесса современным инструментарием взаимодействия – коммуникационными связями на основе информационных технологий, делает процесс использования информационных ресурсов для решения проблем образовательного процесса более эффективным.

Листинг с кодом главной страницы портала в Приложении 1

Портал имеет удобную панель «Администратор», с помощью которой можно динамически изменять содержимое страниц (добавление, редактирование, удаление статей). На рисунках 9 и 10 представлены страницы добавления, редактирования и удаления новостей на главной странице портала.

Рис. 9. Список последних новостей с кнопками редактирования и удаления.

Рис. 10. Редактирование новостей.

В административном центре можно добавить, отредактировать и удалить любую статью на сайте:

Рис. 11. Редактирование статьи

Все информационные модули, располагающиеся слева и справа на всех страницах портала, так же подлежат редактированию:

Рис. 11. Редактирование модулей

Для предотвращения входа в административный центр посторонних, необходимо при входе ввести специальный Логин и Пароль администратора:

Рис. 11. Авторизация администратора портала.

Листинг кода реализации редактирования новостной страницы в Приложении 2.

Технические характерстики, необходимые для функционирования информационно-образовательного портала.

Для функционирования информационно-образовательного портала необходимы следующие технические характеристики сервера и установленного на нем программного обеспечения.

Примерные конфигурации аппаратной части серверов, необходимых для качественного функционирования портала:

2xXeon Quad Core 2.53 GHz (E5630), 4Gb DDR3 ECC RAM, 2x72gb HDD SAS (возможны SATA), RAID (c возможностью организации RAID 0, 1, 5, 10)

Также, должны быть настроенные NS-сервера у регистратора домена, необходимые для «привязки» домена (адреса портала) к серверу с хостингом его файловой части. Адреса NS-серверов предоставляются компанией, предоставляющей хостинг.

Установленное программное обеспечение и технические характеристики, необходимые для функционирования портала:

  • Windows Server 2003-2007 либо операционная система семейства Unix (Linux).

  • Установленный web-сервер Apache

  • Модуль PHP

  • Базы данных MySQL, не менее 2-х.

  • Не менее 1 Гб. (гигабайта) свободного дискового пространства (квоты).

  • Cron-менеджер должен быть включен для портала.

Заключение

Одной из задач реализации Национального проекта «Образование» являются новые принципы взаимодействия общества и системы образования на всех ее уровнях. Школа призвана выполнить важнейший заказ государства по подготовке граждан к жизни в информационном обществе и, таким образом, одной из основных целей образования, связанных с процессами информатизации, выделяется создание единого информационного пространства и воспитание информационной культуры обучающихся, педагогов, родителей.

В данной работе рассмотрены актуальные вопросы разработки и создания современного школьного портала.

При этом были решены следующие частные задачи:

– использование современных Интернет-технологий в настоящей разработке;

– полное использование программного инструментария, применяемого для разработки и создания портала;

– выявление и учет методов и способов представления на Web-страницах портала различных видов информации, не препятствующих их доступности;

– определение структуры Web-страниц портала;

– выбор стратегии разработки и создания портала.

Созданный портал позволяет:

  • Наладить диалог между школой и семьей, школой и обществом, родителями и детьми, учителями и учениками;

  • Укрепить связи между участниками школьного сообщества: учителями, школьниками, выпускниками, родителями, общественностью – через информирование о школьной жизни, через систему обратной связи;

Методика процесса разработки и создания портала, использованная в данной работе, была протестирована в реальных условиях и показала свою работоспособность и эффективность (rado.tyumen.ru).

Таким образом, материалы работы показывают, что поставленные в ней задачи полностью решены.

Литература

1.Комаревцев Е.М. Образовательные порталы как средство систематизации и структурирования информации: Учебное пособие. —Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. —75 с.

2.Е.В. Клименко, А.В. Протасов, А.А. Третьяков. Информационно-образовательный портал «Школа сотворчества»//Менделеевские чтения. Матер. 41 Рег. научно-практ. конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.- г. Тобольск -2010.- С. 140-141.

4.Е.В. Клименко, Л.С. Селянина. Образовательный сайт по теме «Устройства персонального компьютера»//Менделеевские чтения. Матер. 41 Рег. научно-практ. конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.- г. Тобольск. - 2010.- С. 141-142.

4. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике. 2-е изд. 8-9 классы. М.:ВАКО.2008 г.

5. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике. 2-е изд. 10-11 классы. М.:ВАКО.2009 г.

6.Хоумер . А ., Улмен К . Dynamic HTML: справочник - СПб : Питер ,

2009, ISBN 5-314-00189-6

7.Федоров А .Г . JavaScript для всех . - М .: Компьютер -Пресс , 2006, ISBN

5-89959-043-2

8.Ахметов К .С ., Федоров А .Г . "Microsoft Internet Explorer 4.0 для всех ".

- М .: Компьютер -Пресс , 1997, ISBN 5-89959-038-6

9. The School of Tomorrow Manual. – Dallas, 1991.- 980c.

10. Пауэлл Т.А. Полное руководство по HTML.- Мн.: Попурри, – 2005. 11.Нидерст Дж. Web – мастеринг для профессионалов. Настольный справочник – СПб: Изд-во Питер, 2006. - 240c.

12. Jaworsky J. Mastering JavaScript and Jscript. – New York: Изд-во Sybex, 2010. – 940с.

13. Николенко Д.В. Практические занятия по Java Script.- М.: Наука и техника, 2007. – 128с.

14. Вагнер Р., Вайк А. Java Script.- К.: ДиаСофт, – 2006. – 464с.

15. Брандебау Дж. Java Script – Сборник рецептов.- СПб.: Питер, – 2005. – 416с.

16. Шикин Е.В., Боресков А.В.Компьютерная графика. - М.:“Диалог-Мифи”, 2001. – 570с.

17. Вуд Л. Web-графика. – СПб: «Диалектика», 2009. –488c.

18. Мюррей Д., Ван Райпер У. Энциклопедия графических форматов. – К.: BHV, 1997. – 672c.

19. Кирсанов Д. Web-дизайн.- СПб.: Символ-Плюс, – 2004. – 376с.

20. Буковецкая О.А. Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет. – М.: ДМК, 2005. – 304с.

21. Вин Дж. Искусство Web-Дизайна. - СПб: Изд-во «Питер», 2002. – 360с.

22. Глушаков С.В., Ломотько Д.В., Мельников И.В. Работа в сети Internet. – Харьков: Фолиант, – 2008. – 346с.

23. Дьяконов В.П. Internet Настольная книга пользователя. – М.: АСТ-Пресс, 2005. – 640с.

24. Шапошников И.В. Интернет программирование.- СПб.: BHV, – 2009. – 224с.

26. Шапошников И. Web-сайт своими руками. - СПб: Изд-во «Питер», 2005. – 390с.

27. Холмогоров В. Основы Web-мастерства. – СПб.: Питер, 2008. – 352с.

28. Якушина Е. Изучаем Интернет, создаем web- страничку. – СПб.: Питер, – 2007. – 256с.

29. Цеховой В.А. Web-дизайн и коммерция. – М.: Наука и техника, 2005. –

30. Федорчук А. Как создаются Web-сайты.- СПб.: Питер, – 2008. – 224с.

31. Нильсен Я. Web-дизайн.- СПб.: Символ-Плюс, – 2008. – 512с.

32. Леонтьев Б.К. Web-дизайн: тонкости, хитрости, секреты. – М.: Майор, 2009. – 176с.

33. Шафран Э. Создание Web-страниц.- СПб.: Питер, – 2001. – 320с.

  1. Байенс Дж. Примочки программирования в Web.– М.: Эком, 2009. – 440с.

Приложение 1

Листинг php-кода главной страницы портала:

 


 



Подарок для ребенка инвалида

Подарок для ребенка инвалида

Подарок для ребенка инвалида

Подарок для ребенка инвалида

Подарок для ребенка инвалида

Подарок для ребенка инвалида