|
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Ласточка deutsche Infanterist

Зарегистрирован: 01.07.2008 Сообщения: 2884 Откуда: Белый Отряд
|
Добавлено: Вт Окт 21, 2008 12:19 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Вопрос не в веришь-не веришь.
Я уже написал - что этот вопрос очень специфический и лежит в глубоко философской области.
Общеэнциклопедические словари тут ущербны.
Наш спор был именно в философско-лингвистическом ключе.
Поэтому я пользуюсь не ОБЩИМИ (поверхностными) знаниями, а именно философско-научными трактовками, которые привести в словарной статье просто невозможно.
И вот согласно этим трактовкам, основанным на философии греческих мыслителей, равно как и европейских апологетов морально-этического учения, понятия "морали" и "этики " НЕ ТОЖДЕСТВЕННЫ и обозначают РАЗНЫЕ вещи. _________________ Просто луч любви. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Сова Технический администратор

Зарегистрирован: 09.04.2008 Сообщения: 1959 Откуда: Барнаул
|
Добавлено: Вт Окт 21, 2008 12:24 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Хорошо. Ожегова, по которому это одно и то же, привлекать не будем. Будем пользоваться исключительно твоими источниками.
Zealot писал(а): | Краткая выдержка для ленивых.
Рациональный смысл приведенного утверждения состоит, на мой взгляд, в констатации того факта, что исторические пути этики и морали со временем разошлись: под "этикой" (если оставить в стороне ее упомянутые выше дополнительные функции описания и объяснения морального феномена) по-прежнему понимается практическая философия, жизнеучение, т.е. проповедь и защита определенных позитивных ценностей, обозначаемых словами "добро", "долг", "счастье", "любовь" и пр.; понятие же морали сузилось и специфицировалось, так что отнюдь не все "доброе" и "должное" имеет статус морально доброго и должного. Благодаря Канту было осознано отличие специфически морального "категорического" императива от императивов "гипотетических", внеморальных, которыми полна традиционная этика от античности до нашего времени. Иными словами, то или иное этическое учение по своей ценностной направленности может и не быть моральным, в нем могут быть декларированы какие-либо внеморальные ценности, в том числе и те, которые противоречат общепринятым моральным нормам. |
Как образом из этой цитаты следует, что мораль - это внутренние принципы человека, а этика - общественные? По-моему, как раз добро, долг, счастье, любовь и т.д. и есть сугубо личностные понятия. _________________ Рожденный ползать летает в клюве. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Сова Технический администратор

Зарегистрирован: 09.04.2008 Сообщения: 1959 Откуда: Барнаул
|
Добавлено: Вт Окт 21, 2008 12:32 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Zealot писал(а): | Здрасте, приехали.
кстати, процитируй Ожегова, чтобы было о чем говорить, а рядом не поленись и процитируй любой философский словарь. Это могу и я сделать, в принципе, если академических статей мало.
Это долг, любовь и тырыпыры - сугубо личностные понятия???
Здраааасте, я ваша тетя.
Что - не любой ребенок любит мать?
Любовь между мужчиной и женщиной не есть бесконечно повторяющаяся история?
Здрааасте. |
_________________ Рожденный ползать летает в клюве. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Ласточка deutsche Infanterist

Зарегистрирован: 01.07.2008 Сообщения: 2884 Откуда: Белый Отряд
|
Добавлено: Вт Окт 21, 2008 12:38 pm Заголовок сообщения: |
|
|
И еще раз...
Сова...
Ну обратись же ты к языку!
Ну разные же вещи - аморальный поступок и неэтичный поступок!
Ну слышно же, что разные!
Поступок может быть этичным! (профессионально!!), но аморальным с позиции общечеловеческих ценностей!
Ну проку с Кантом и Аристотелем спорить - они ж эти понятия и сделали общеупотребительными... _________________ Просто луч любви. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Ласточка deutsche Infanterist

Зарегистрирован: 01.07.2008 Сообщения: 2884 Откуда: Белый Отряд
|
Добавлено: Вт Окт 21, 2008 12:42 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Вот еще цитатка для размышления...
Этика и мораль имеют собственный хронотоп, свою современность, которая не совпадает с тем, что является современностью, например, для искусства, градостроительства, транспорта и т.д. В рамках этики хронотоп также различен в зависимости от того, идет ли речь о конкретных общественных нравах или об общих моральных принципах. Нравы связаны с внешними формами жизни и могут меняться быстро, в течение десятилетий. Так, на наших глазах преобразился характер взаимоотношений между поколениями. Моральные основоположения сохраняют устойчивость века и тысячелетия. _________________ Просто луч любви. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Ласточка deutsche Infanterist

Зарегистрирован: 01.07.2008 Сообщения: 2884 Откуда: Белый Отряд
|
Добавлено: Вт Окт 21, 2008 12:43 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Одним словом - этика - это нечто временное, постоянно меняющееся.
Зависящее от места и времени, а также от социальной группы.
Мораль также зависит от МЕСТА, но в гораздо меньшей степени. _________________ Просто луч любви. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Сова Технический администратор

Зарегистрирован: 09.04.2008 Сообщения: 1959 Откуда: Барнаул
|
Добавлено: Вт Окт 21, 2008 12:57 pm Заголовок сообщения: |
|
|
По поводу личностных понятий: конечно.
"Любовь является сложным комплексным феноменом, поскольку возникает в пространстве соприкосновения противоположных начал: индивидуального и общесоциального, телесного и духовного, сугубо интимного и универсально значимого." Новейший философский словарь.
И ты хочешь сказать, что этот "сложнейший комплексный феномен" для всех случаев одинаков?
По поводу цитат:
Ожегов:
МОРАЛЬ
-нравоучение, наставление
Читать м. кому-н.
-логический, поучительный вывод из чего-нибудь
Отсюда м. : так поступать не годится. М. басни.
-нравственные нормы поведения, отношений с людьми
Общечеловеческая м. Человек высокой морали.
ЭТИКА
-философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе
-совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы
Партийная э. Врачебная э. Научная э.
То бишь и то, и то - нормы поведения, отношений в группе людей.
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
МОРАЛЬ
см. Этика
ЭТИКА
реч., учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле. Различают: автономные этические системы, если они выводят нравственный закон из природы самого нравственно-действующего субъекта (напр., веления совести) и гетерономные, если нравственные нормы основаны на каком-либо внешнем авторитете (напр., религиозная заповедь), априорные этич. системы, в которых нравственное чувство или сознание признается первичным свойством человеч. природы независимо от опыта, и эмпирические, утверждающие, что все проявления нравственности возникают путем эволюции на почве пережитого опыта. В основу морали человеч. мысль полагала различные начала: 1) религиозная санкция (нравственные нормы - веления Божества, которые человек слышит в голосе своей совести - такова Э. Сократа); 2) эгоизм в форме евдемонизма (цель жизни - личное счастье; счастье - в жизни согласно природе и отсутствии страданий; из этого начала истекали этич. системы Аристотеля. Эпикура и стоиков); 3) любовь к Богу и ближнему - основа христианской морали; здесь индивидуалистическое начало античной морали заменяется элементами коллективности и универсализма; 4) Э. Канта: воле каждого разумного существа присущ в области должного категорический императив или абсолютное самоцельное веление совести, которое формулировано в след. двух положениях: "действуй так, как будто правило твоей деятельности посредством твоей воли должно стать всеобщим законом" и "действуй так, чтобы человечество, как в твоем лице, так и в лице других, употреблялось как цель и никогда как одно только средство"; 5) эгоизм в форме утилитаризма (превращение эгоизма в альтруизм как результат эволюции идеи солидарности человеч. коллективов, системы Бентама, Спенсера, Гюйо); 6) индивидуалистическая система Ницше, отвергающая все моральные ценности старых систем и выдвигающая идеологич. мощную красоту сверхчеловека. Ср.: Steinthal, "Allgemeine Ethik" (1885); Paulsen, "System der Ethik" (1903); Wundt, "Ethik" (2-е издание 1892; русск. перев.); Гефлинг "Этика" (1901) Фулдье (1898). У нас важнейш. труд по Э.: Вл. Соловьев, "Оправдание добра" (1899). По истории Э. соч. Лекки (1877). Ср. Ziegler, "Geschichte der Ethik" (т. 1-2, 1881-92); Jodl, "Geschichte der Ethik" (1882-89; русск. перев.); Ланге, "История нравственн. идей в XIX веке" (1888).
Новейший философский словарь:
МОРАЛЬ (нравственность) (лат. Moralis - нравственный, mores - нравы) - специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений. В любом человеческом сообществе есть необходимость в согласовании форм жизнедеятельности, коррелировании различных и порой альтернативных между собой целеполаганий. В отличие от жестко фиксированных и сопряженных в своем функционировании с определенными организационными структурами форм регуляции (правовая, религиозная и др.), М. выступает, как правило, в качестве "неписаного закона", реализуя свою регулятивную функцию, в первую очередь, посредством обыденного сознания. М. генетически восходит к феномену обычая; применительно к индивиду основные нравственные ценности усваиваются им в процессе личностной социализации. В социальноличностной и духовной сферах М. носит всепронизывающий и всеохватывающий характер. Все отношения людей, от интимных до "межконтинентальных", проникнуты ею, подвержены моральной оценке и с ее помощью проходят проверку на жизненную целесообразность. Поскольку М. существует на двух уровнях - общечеловеческом и личностном, постольку можно утверждать, что она один из способов разрешения противоречий между всеобщим и индивидуальным. Она не имеет рецептурного характера. М. - постоянное нормотворчество людей, жизненный процесс, в котором основная фигура - сам индивид, человек, творец, своего бытия. Руководствуясь общечеловеческими нравственными требованиями в качестве идеальнодолжного, он самостоятельно делает выбор своего поведения, поступка, намечает цель и средства ее достижения, исходя из реальных возможностей и конкретной ситуации. Отсюда - ответственность за моральность выбора и деятельности человека. Основными социальными функциями М. являются: регулятивная, ценностноориентационная и социализирующая. М. предлагает образцы должного, разумного, общечеловеческого. Чем нравственно воспитаннее личность, тем более добровольно она соблюдает моральные предписания общества и семьи. Нравственная регуляция осуществляется посредством ориентации людей на гуманные, добрые, честные, благородные, справедливые отношения, т.е. через то, что принято называть моральными ценностями. В целом функционирование М. осуществляется в русле общесоциальных закономерностей развития общества и личности. Структура М. включает в себя нравственные взгляды, смысложизненные ориентации и идеалы, нравственные чувства, традиции, нормы, принципы, заповеди, мотивы, цели, отношения, поступки, оценки, категории добра, совести, чести, справедливости, счастья и т.д. Сюда же относятся нравственные качества личности, феномены милосердия, благотворительности, добродетели. Каждый из перечисленных элементов имеет парную категорию: добро - зло, честь - бесчестие и т.д. М. в целом противостоит аморализм, который достаточно многолик. Аморализм в политике - достижение намеченной цели любыми средствами, включая антигуманные; в экономике - нарушение рыночных законов, игнорирование интересов производителей благ; в правовой сфере - нарушение принципа справедливости, пренебрежение к закону; в научнотехнической деятельности - использование высших достижений человеческой мысли во вред цивилизации.
ЭТИКА (греч. ethika: от ethos - нрав, обычай, характер, образ мысли) - 1) на уровне самоопределения - теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни; 2) практически - на протяжении всей истории Э. - обоснование той или иной конкретной моральной системы, фундированное конкретной интерпретацией универсалий культуры, относящихся к субъектному ряду (см. Универсалии, Категории культуры): добро и зло, долг, честь, совесть, справедливость, смысл жизни и т.д. В силу этого в традиционной культуре Э. как теоретическая модель морали и Э. как моральное поучение дифференцировались далеко не всегда (от восточных кодексов духовной и телесной гигиены до Плутарха); для классической культуры характерна ситуация, когда этики-теоретики выступали одновременно и моралистами - создателями определенных этических систем (см. Сократ, Эпикур, Спиноза, Гельвеций, Гольбах, Дидро, Руссо, Кант, Гегель); неклассическая культура конституирует постулат о том, что Э. одновременно выступает и теорией нравственного сознания, и самим нравственным сознанием в теоретической форме (см. Марксизм).[определение урезано, полностью с ним можно ознакомиться здесь http://slovari.yandex.ru/dict/phil_dict/article/filo/filo-950.htm] _________________ Рожденный ползать летает в клюве. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Сова Технический администратор

Зарегистрирован: 09.04.2008 Сообщения: 1959 Откуда: Барнаул
|
Добавлено: Вт Окт 21, 2008 12:58 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Одним словом
Мораль - тип регуляции отношений людей - зависит от группы.
Этика - модель достойной жизни - от личности. _________________ Рожденный ползать летает в клюве. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Ласточка deutsche Infanterist

Зарегистрирован: 01.07.2008 Сообщения: 2884 Откуда: Белый Отряд
|
Добавлено: Вт Окт 21, 2008 1:08 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Сова, ответь на то, что я говорил выше про неэтичный и аморальный поступок.
Это раз.
Два - безусловно, любовь явление уникальное - однако же все эти уникальности объединены чувством, названным ОДНИМ словом (кстати, те же греки выделяли разновидности любви -амарэ и т.п.).
Даже капля из водопроводного крана всякий раз капает не одинаково, однако же при этом остается все той же каплей. Для влюбленнго человека - его чувство уникально, но для остальных - он просто влюбленный человек.
Возражения?
Цитата: | Этика - модель достойной жизни - от личности.
|
Как же от личности, если тебе внятно пишут про -совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы
Партийная э. Врачебная э. Научная э.
???? _________________ Просто луч любви. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Ласточка deutsche Infanterist

Зарегистрирован: 01.07.2008 Сообщения: 2884 Откуда: Белый Отряд
|
Добавлено: Вт Окт 21, 2008 1:10 pm Заголовок сообщения: |
|
|
ЭТИКА (греч. ethika: от ethos - нрав, обычай, характер, образ мысли) - 1) на уровне самоопределения - теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни; 2) практически - на протяжении всей истории Э. - обоснование той или иной конкретной моральной системы, фундированное конкретной интерпретацией универсалий культуры, относящихся к субъектному ряду
Сова - ну дак ЧТО мне здесь противоречит???
Только тебе самой. _________________ Просто луч любви. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Сова Технический администратор

Зарегистрирован: 09.04.2008 Сообщения: 1959 Откуда: Барнаул
|
Добавлено: Вт Окт 21, 2008 1:51 pm Заголовок сообщения: |
|
|
В определении морали тебе противоречит все.
Совокупность норм поведения - цитата из Ожегова.
Ещё раз: согласно Ожегову и Брокгаузу, мы с тобой не правы оба, ибо этика и мораль - одно и то же.
Согласно философскому словарю - это разные понятия. Причем мораль - однозначно является свойством общества. Про этику все сложнее, ибо прямо не написано общественная ли это модель достойной жизни или личностная. Я считаю, что если она общественная, то она прямо попадает в категорию морали (согласно определению философского словаря). Следовательно, речь идет о личностной модели. Согласись, у тебя и у меня буду очень разные понятия о достойной жизни, несмотря на то что мы принадлежим к примерно одному социальному слою.
Поступок неэтичный - поступок после которого мне будет гадко внутри себя.
Поступок аморальный - поступок за который мне будет стыдно перед окружающими. _________________ Рожденный ползать летает в клюве. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Ласточка deutsche Infanterist

Зарегистрирован: 01.07.2008 Сообщения: 2884 Откуда: Белый Отряд
|
Добавлено: Вт Окт 21, 2008 2:00 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Нет, Сова.
Начинаем разгром окончательный.
Про общеэнциклопедические словари я уже всё сказал - в них просто нет места для узкофилософских споров, хотя и там этика с ходу названа учением.
А спор, повторяюсь, у нас сугубо философско-лингвистический, так что поверхностные ОБЩИЕ сведения мы отбрасываем.
Всё там написано про этику - про то, что это нормы поведения ОБЩЕСТВЕННЫХ групп и приведены примеры (научная этика, трудовая этика и т.п. Морали ВНУТРИ общественных групп - не существует - это понятие вневременное и практически неизменное.
Итак.
Когда ты убиваешь в разведывательно-диверсионной операции ребенка, который тебя случайно приметил и может рассказать об этом взрослым - это АМОРАЛЬНО.
Этика тут не при чем! Потому как военная этика - как раз и будет предписывать отсутствие колебаний как таковых.
Когда ты присваиваешь себе чужое научное открытие - это НЕЭТИЧНО (никак не аморально).
Вопросы?.. _________________ Просто луч любви. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Сова Технический администратор

Зарегистрирован: 09.04.2008 Сообщения: 1959 Откуда: Барнаул
|
Добавлено: Вт Окт 21, 2008 2:10 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Zealot писал(а): |
Всё там написано про этику - про то, что это нормы поведения ОБЩЕСТВЕННЫХ групп и приведены примеры (научная этика, трудовая этика и т.п.
|
Где в философском словаре это написано?
Zealot писал(а): |
Морали ВНУТРИ общественных групп - не существует - это понятие вневременное и практически неизменное.
|
Определение:
МОРАЛЬ (нравственность) (лат. Moralis - нравственный, mores - нравы) - специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений
Твое утверждение противоречит этому определению. Совокупность норм, принятых в социальном организме! Ощути.
Кроме того легко могу привести тебе пример.
В нашем обществе в принципе убийство ребенка считается аморальным. А в древней Спарте оно было вполне себе приемлемым действием. Ну и где твоя неизменная мораль? Мораль - это оценка действия обществом. _________________ Рожденный ползать летает в клюве. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Ласточка deutsche Infanterist

Зарегистрирован: 01.07.2008 Сообщения: 2884 Откуда: Белый Отряд
|
Добавлено: Вт Окт 21, 2008 2:25 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Сова - я написал сразу - что МЕСТО влияет на мораль, но не в той степени, как на ЭТИКУ.
Это мои собственные слова.
Ежу понятно, что оно так и есть - ведь мораль современного нам общества - это христианская мораль, монотеистическая.
В Спарте же царил архаический политеизм.
Мало того!
Спарта - это и есть общественная группа!
Не социальный организм! по сути, это просто большое воинское формирование, которое и сгинуло из-за своей косности и неразвитости в политическом, экономическом, культурном и т.п. смыслах.
Поэтому в их случае, можно говорить не о морали, а как раз об этике.
Они стояли по ту сторону Добра и Зла (прямо по Ницше с его теорией о сверхчеловеке), таким образом становясь свободными от моральных запретов и ограничений.
Опять же!
Социальный организм - это не общественная группа!
Это государство - организм - самодостаточная система, а таковой может быть только оно! Общность ученых не автономна! Это лишь орган, никак не система!
И убийство детей (которое, кстати. было мифом, гы-гы) было для всего античного мира АМОРАЛЬНЫМ действием! Благодаря чему оно и вошло в историю.
Вопрос! А у тебя повернется язык назвать убийство детей, положим, в фашистских концлагерях НЕЭТИЧНЫМ поступком?.. _________________ Просто луч любви. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Ласточка deutsche Infanterist

Зарегистрирован: 01.07.2008 Сообщения: 2884 Откуда: Белый Отряд
|
Добавлено: Вт Окт 21, 2008 2:36 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Как пример.
очередной.
Заповедь "не убий" - это МОРАЛЬ.
Убивать - нельзя. Только в исключительных случаях (защита Отечества)
А вот этика - совсем иной вопрос.
Если домострой предписывал бить жену для профилактики, то сейчас - это дурной тон и преступление.
А вот ОТНОШЕНИЕ к тому или иному действию - МЕНЯЕТСЯ - это и есть этика.
Прелюбодеяние осталось прелюбодеянием, но камнями за это не побивают. Убийство осталось убийством, но за него не убивают в отместку, а дают срок, за ложь не отсекают языки - это стало НЕЭТИЧНЫМ.
Хотя пределы морали - как были, так и остались.
Ну не способны мы больше нагрешить, чем две тысячи лет назад. _________________ Просто луч любви. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|
|
|